Татьяна Москалькова: Работа, проводимая в рамках МПА ЕврАзЭС, к сожалению, часто остается невостребованной
- Только за последние три года (2009-2012 гг.) на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС принято и одобрено более 60 документов, в том числе 23 типовых проекта законодательных актов (модельных законов) и 35 рекомендаций, целью которых является гармонизация законодательства государств — членов ЕврАзЭС. В их числе, например, Рекомендации по приведению национального законодательства РБ, РК и РФ в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования естественных монополий от 9.12.2010 г. и Рекомендации по приведению национального законодательства РБ, РК и РФ в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010.
Однако огромная законотворческая работа, проводимая в рамках МПА ЕврАзЭС, к сожалению, часто остается невостребованной и приносит практически нулевой результат. До сих пор не существует плана гармонизации законодательства в профильных комитетах парламентов. Унификация и гармонизация законодательства осуществляется фрагментарно и идет чрезвычайно медленными темпами.
Причем пробелы в процессе гармонизации законодательства существуют по всем направлениям интеграции: ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство. Приведу примеры.
Не реализованы принятые Рекомендации по приведению национального законодательства РБ, РК и РФ в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах - членах ЕЭП от 9.12.2010. Особенно это касается наших Казахских коллег.
Ряд проблем унификации существует и в области функционирования Таможенного союза. Например, даже такой основополагающий законодательный акт, как Типовой проект законодательного акта «О таможенном регулировании» до сих пор не нашел отражения в законодательстве Республики Беларусь и Кыргызской Республики.
Также до сих пор не реализован в национальном законодательстве России, Беларуси и Кыргызстана Типовой проект законодательного акта «О внешнеторговой деятельности».
Сегодня нам необходимо выработать принципиально новые подходы к процессу имплементации наднациональных правовых актов ЕврАзЭС в наше национальное законодательство. В связи с этим, предлагаю, в частности рекомендовать парламентам государств — членом ЕврАзЭС, во-первых, внести в национальное законодательство соответствующие изменения с целью введения обязательной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов на предмет их соответствия типовых проектов законодательных актов и рекомендаций МПА ЕврАзЭС, а во-вторых, выработать концепцию планирования работы по унификации законодательств на в национальном парламентском измерении.
Также следует отметить, что и сами рекомендации часто недостаточно совершенны и совершенно неконкретны. С этим связана еще одна серьезная проблема на пути их эффективной имплементации в законодательство стран — участников ЕврАзЭС. Например, Рекомендации по приведению национального законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствие с Соглашением о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года и Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года, принятые 11 апреля 2013 года содержат следующие положения:
«продолжить совершенствование законодательства Российской Федерации в соответствии с интеграционными процессами на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области:
разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой;
противодействия незаконной миграции».
Каким образом столь образное положение должно быть реализовано в национальном законодательстве остается только догадываться.
Из выступления на Парламентских слушаниях «О ходе евразийской экономической интеграции».
Ещё материалы: Татьяна Москалькова